Новый однодвигательный истребитель пятого поколения Checkmate
Фото: EPA/TASS
Каждые два года международный авиационно-космический салон "МАКС" > представляет образцы новейшей российской авиатехники и зарубежные инновационные проекты.
Нынешнее мероприятие – крупнейшее среди аналогов в Восточной и Центральной Европе в сферах военного, гражданского и специального авиастроения, – станет пятнадцатым с момента проведения первого "МАКСа" в 1993 г.
"МАКС 2021" пройдёт с 20 по 25 июля, в нем принимают участие сотни компаний из 56 стран. В Жуковском, помимо прочего, представлены: истребитель "пятого поколения" Су-57Э, "дебютант" авиашоу в качестве серийного истребителя; многоцелевой сверхманевренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++ Су-35; двухместный многоцелевой истребитель поколения 4+ Су-30; многофункциональный легкий истребитель поколения 4++ МиГ-35; палубный истребитель Су-47 "Беркут"; учебный самолёт Як-152.
Показательным фактором является демонстрация новинок в сфере гражданской авиации. Это, например, среднемагистральный лайнер МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 и турбовинтовой Ил-114-300.
Причем МС-21 имеет не только коммерческое, но и политическое значение – доказательство способности отечественной промышленности создавать конкурентоспособные суперпроекты.
Отечественный двигатель ПД-14, универсальный генератор, не менее важен, ведь сегодня стран-производителей двигателей меньше тех, что создают самолеты.
На выставке впервые представлен и самолет LMS-901 "Байкал", преемник легендарного "кукурузника" Ан-2. Самолет развивает скорость 300 км/ч, максимальная дальность полета – 3 000 км. По сравнению со своим предшественником "Байкал" намного меньше, имеет более высокие скорости, возможность более длительного полета без дозаправки и вскоре должен полностью заменить его. В свою очередь, еще одна новинка – ближнемагистральный турбовинтовой ИЛ-114-300 – должен заменить Ан-24.
Главной звездой и новинкой "МАКСа 2021" стал проект "Checkmate" (Шах и мат) – первый российский легкий многоцелевой тактический истребитель пятого поколения от компании "Сухой" (Ростех). Новый самолет, способный развивать скорость до двух Махов (2 450 км/ч), будет выпускаться в двухместном и беспилотном вариантах. Используя шахматную терминологию, специалисты сравнивают Checkmate с легкой конницей, поскольку он действительно имеет небольшой вес (максимальная боевая нагрузка – 7 400 кг) и удобен в маневрировании, способен делать неожиданные ходы, определяя таким образом ход игры. Вероятно, истребитель будет однодвигателевым, что станет абсолютной инновацией для российского самолетостроения, но не исключено, что будет и второй двигатель, по центру, для обеспечения вертикального взлета.
Боевые преимущества "Checkmate" – трудность обнаружения благодаря характеристикам низкозаметности, которые обеспечивает технология и угловатая геометрия "stealth", УВТ (управление вектором тяги), современный бортовой комплекс радиоэлектронного подавления и защиты, позволяющий самолету уходить от средств обнаружения и поражения, а также радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). Истребитель должен будет пролетать 1 500 км с полной боевой нагрузкой. Возможность быстрого вертикального взлета делает возможным его применение в палубной авиации – "Checkmate" может использоваться против любых наземных, воздушных и морских целей. Управление самолетом будет пронизано искусственным интеллектом.
На вооружении нового истребителя (отсеки для оружия будут внутри фюзеляжа): ракеты малой дальности класса "воздух-воздух" Р-74М, управляемые ракеты "воздух –земля" Х-38, противорадиолокационные ракеты Х-58УШКЭ, управляемые ракеты Гром-Э1, корректируемые авиационные бомбы с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э, неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-8 и пушечное вооружение.
Статистические испытания "Checkmate" закончатся примерно через год, а в 2023 г. начнутся летные.
Первые поставки запланированы через пять с половиной лет. И если Россия успешно реализует заявленные планы, то на рынке истребителей "пятого поколения" появится серьезнейший игрок, способный потеснить конкурентов.
Вертолетный парк представили: ударный Ка-52 "Аллигатор"; пожарный Ка-32; впервые продемонстрированный в новейшей модификации лёгкий вертолёт Ка-226Т; люксовый вертолет "Ансат Аурус" ("Ансат" (татар.) – "простой").
Кроме того, Холдинг "Вертолеты России" презентовал свой новый проект БАС-200 – беспилотный вертолетный летательный аппарат, который может применяться для широкого спектра авиационных работ: мониторинга местности, доставки грузов, выполнения поисково-спасательных и сельскохозяйственных работ.
На "МАКСе 2021" также был представлен "Сокол-М" – прототип нового скафандра, в котором космонавты должны полететь на Луну на межпланетном корабле "Орел".
Источник: http://militaryplatform.ru / ВОЕННАЯ ПЛАТФОРМА